Версия сайта для слабовидящих

Вы вошли как Гость
Вход / Регистрация
Главная » 2014 » Март » 24 » Стартовая школа глазами психолога
Стартовая школа глазами психолога

Основной проблемой в первом классе является плохая адаптация учащихся к образовательному процессу. Детям сложно вливаться в коллектив, сложно привыкать к новой обстановке, новой системе правил. Причин трудностей в адаптации можно перечислить множество: психологическая неготовность, незрелость; отсутствие социального опыта у первоклассника (например, ребенок не посещал дошкольное учреждение); отсутствие мотивации и др.

На наш взгляд, адаптация первоклассника проходила бы гораздо успешнее, если бы были учтены многие факторы, устранены все возможные проблемы. Успешность адаптации зависит во многом от самого родителя, от того, как родитель сможет помочь своему ребенку. Школа, в свою очередь, предлагает замечательный вариант помощи родителям – стартовая школа для будущих первоклассников. Весь процесс адаптации ребенок может пройти еще задолго до 1 сентября. Обучаясь в стартовой школе, родители помогают ребенку и себе справиться с теми трудностями, которые обычно возникают в начале первого учебного года.

Работа психолога в рамках стартовой школы заключается в том, чтобы помочь детям узнать друг друга, научиться работать в незнакомой группе, сплотиться, справиться с трудностями общения и взаимодействия.

Каждое занятие психолога имело определенную структуру:

1. Разминка (или «разогрев») – способствует эмоциональному настрою на деятельность;

2. Основное содержание занятия – дети выполняют основную задачу, которая стоит перед ними.

3. Завершение – упражнения данного этапа давали возможность детям разгрузиться и отдохнуть.

Задания, которые давались на занятиях, полностью соответствовали возрасту детей. Такие задания позволяли отследить, насколько ребенок психологически готов к обучению в первом классе. Психолог отслеживал развитие таких психических процессов, как внимание, воображение, память, мышление, представление. Использовались упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Впоследствии дети стали организованнее, они познакомились с некоторыми правилами школьной жизни, начали соблюдать эти правила. Несмотря на трудности, которые периодически возникали на занятиях, маленькие будущие первоклассники учились с ними справляться. Они научились приходить на помощь, если это было необходимо, научились не сдаваться, если что-то у них не получалось.

Хочется отметить, что с родителями всегда была обратная связь. Они постоянно интересовались успехами/неуспехами своего малыша, обсуждали проблемы с психологом, получали необходимые рекомендации.

На занятиях дети рисовали, выполняли графические диктанты, играли в игры, которые требовали от детей устойчивости внимания, придумывали, мастерили.

Несмотря на все это, главная роль в подготовке ребенка к школе отводится все-таки родителям. Именно родители проводят большую часть времени с сыном/дочерью. Готовность будущего первоклассника к школе зависит напрямую от того, сколько времени и сил родитель готов потратить.

На основании наблюдений, упражнений, которые дети выполняли на занятиях, родителям рекомендуется выполнять следующее:

– развивать мелкую моторику ребенка (лепка из пластилина/теста, создание картин из крупы, работа с конструкторами, ножницами, рисование пальчиковыми красками);

– развивать пространственную организацию – умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа (графический диктант, игра «Пол, нос, потолок»);

– развивать зрительно-моторную координацию (координация в системе глаз-рука) – умение правильно переносить в тетрадь записи/рисунки зрительно воспринимаемые на расстоянии (перерисовывать графические узоры с книги, использовать в работе прописи с узорами);

– развивать произвольное внимание – умение удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут;

– развитие произвольной памяти – связывать запоминаемый материал с конкретным символом (например, читая сказки, показывать картинки героев и событий, происходящих с ними);

– продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей не должна превышать 30 минут;

– научить ребенка ориентироваться на листе клетчатой бумаги (для этого можно приобрести в книжных магазинах тетради с прописями узоров);

– занятия должны включать игровые элементы или быть полностью построены в форме игры.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что стартовая школа для будущих первоклассников оказывает неоценимую помощь родителям и детям, которые собираются в школу. Стартовая школа позволяет ребенку как можно раньше принять на себя роль первоклассника, тем самым помочь ему адаптироваться к школе.

Олейник Дарья Васильевна, педагог-психолог

Просмотров: 809   /   Добавил: Marisabell   /   Дата: 05.05.2024   /   Комментарии 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.
[ Регистрация | Логин ]