Вы вошли как Гость
Вход / Регистрация
Главная » 2021 » Октябрь » 7 » Буллинг в семье
Буллинг в семье

Тема, которую мы раскрываем в статье, очень актуальна в современном мире.

В последнее время много говориться о буллинге, описаны его критерии и способы борьбы с ним. Чаще всего про буллинг говорят, когда ребенок попадает под агрессивное поведение, травлю в школе или в других группах сверстников. Но, важно знать и осознавать, что пример буллинга, своеобразное «разрешение» и научение ему, наши дети получают именно в семье.

Семья - самая главная инстанция, где формируется личность, ее поведение, способы выражения и взаимодействия. Поэтому насколько они адекватны у детей – в очень большой степени зависит от семейной системы.

Буллинг — это настоящий психологический террор, травля одного человека другим, тогда, когда группа других или участвует в этом или пассивно наблюдает за насилием. Проявление буллинга: задирание, высмеивание, унижение, игнорирование (бойкот), физическое воздействие, толкание, пинание, дергание, избиение т.п. Обзывания, непристойные шутки, сплетни — называют моббингом, но это не имеет существенного значения. Потому что все это - насилие. И в большинстве случаев, впервые дети с этим сталкиваются именно в семье.

К сожалению, взрослые, часто не задумываясь о сути и последствиях, нередко применяют эти методы в качестве воспитательного воздействия. Ведь чтобы получить послушного, «удобного» ребенка, всего лишь стоит высмеять его, обесценить как личность, вызвать чувство вины, стыда, несостоятельности, неуверенности в себе, показать, что он никто и ничто по сравнению с другой «сильной» фигурой.

Личностные позиции, формы поведения, ценности, моральные принципы и табу – результат семейной системы. Семья формирует агрессоров, жертв или управляемую толпу. Дети, которые наблюдают насилие в семье по отношению к себе или другим родственникам, выберут одну из трех ролей - стратегий поведения, характерно проявляющихся в буллинге: Агрессоры (т.н. лидеры, но я бы назвала «антилидеры») – это собственно те, которые буллят, нападают, унижают. Жертвы – те, которых буллят, которые терпят, редко обращаются за помощью или все же пытаются противостоять, но безуспешно. Большинство - активные или пассивные участники, свидетели - те, кто стал уже настолько не чувствительным (привык, адаптировался к ситуациям насилия и жестокости), что спокойно! себя чувствует, когда это происходит или приобщается к «сильнейшим».   По убеждению ученых – все дети рождаются хорошими,т.е. способными к доброте, заботе, любви, дружбе, взаимопомощи и т.п. Если (и это важный момент!) они это видят, наблюдают и чувствуют по отношению к себе от близких родных и значимых взрослых. Есть процент, он был всегда, и, к сожалению, в последнее время растет, деток с признаками психопатического поведения. Это трагедия и большая трудность для всех окружающих такого ребенка. Поскольку у них не развивается эмпатия, сочувствие, совесть, ответственность, доброта; уровень страха, чего бы то ни было (наказания в том числе) значительно ниже, чем у других детей без признаков психопатии, и это обусловлено как социальными, так и биологическими факторами – поэтому методы воспитания практически неэффективны.

По мнению Э.Берна и других уважаемых авторов, исследователей, психотерапевтов, каждый из людей рожден Принцем или Принцессой, т.е. способным быть сильным, расти, развиваться, достигать поставленных целей и быть просто счастливым. Из этого следует, что Преследователи, Жертвы, Лузеры, Неудачники – это результат воздействия социума. А поскольку такие важные решения закладываются в достаточно раннем возрасте до 6 лет – именно семья нарекает ребенка быть победителем по жизни, преследователем, жертвой, козлом отпущения или мальчиком для битья.  

И тут важный нериторический вопрос: почему психически здоровые и развитые дети ведут себя жестоко? Ведь они могут осознавать, что это плохо, могут слышать голос своей совести, чувствовать, как неприятно, обидно, страшно их жертвам, но продолжают так поступать…

Продолжение следует…

Материал подготовила:уполномоченный по правам ребенка,
педагог-психолог Иванцова О.В.

Просмотров: 22   /   Добавил: irina1990UY   /   Дата: 19.10.2021   /   Комментарии 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.
[ Регистрация | Логин ]